Социально-психологическая коррекция и реабилитация

/
  1. Воспитание, подготовка к самостоятельной...
  2. /
  3. Социально-психологическая коррекция и реабилитация

Важную роль в социально-психологической реабилитации и коррекции воспитанников, успешной реализации Рабочей программы воспитания в учреждении занимает педагог-психолог, который работает с травматическим опытом каждого воспитанника, осуществляет психологическую диагностику воспитанников, дает рекомендации по организации воспитательного процесса с детьми, имеющими серьезные психологические проблемы.

Педагог-психолог помимо индивидуальной и групповой психотерапии разрабатывает и реализует развивающую социально-психологическую программу «Буду жить». Особенностью программы является направленность на развитие смысложизненных и жизнеутверждающих нравственно-ценностных ориентаций, на работу с подавленным психологическим состоянием подростков, профилактику телесных самоповреждений. Программа также включает основы семьеведения, которое сейчас начинает внедрятся в качестве важного модуля в общеобразовательную программу. Программа предусматривает не только оснащение воспитанников необходимыми знаниями в области психологии, но и тренинговые формы для выработки механизмов самопомощи.

Проработка травматического опыта воспитанников, помощь в наращивании личностных ресурсов, развитие эмоционального интеллекта  воспитанников создает необходимый фундамент для успешной социализации ребенка в будущей самостоятельной жизни, позволяет воспитаннику избежать повторения жизненного маршрута своих неблагополучных родителей, войти в ремиссию в части своих зависимостей, пересмотреть свое отношение к пагубным привычкам, сформировать правильное отношение к институту семьи и семейным отношениям, успешно социализироваться в обществе.

Педагог-психолог проводит внутреннюю экспертизу психологической безопасности и комфортности среды учреждения, по итогам которой оформляет паспорт. Проведение экспертизы позволяет выявить проблемные участки воспитательной среды и выстроить стратегию по их ликвидации.

Важным направлением является работа по сплочению коллектива воспитанников. Педагог-психолог проводит цикл тренингов на сплочение. Помогает адаптироваться в коллективе вновь прибывшим воспитанникам.

Одним из основных направлений социально-психологической коррекции и реабилитации является подготовка воспитанника к устройству в замещающую семью. Часто подбору семьи предшествует продолжительная по времени работа.

Педагог-психолог продолжает по запросу сопровождение замещающий семьи после устройства ребенка так долго, как это требуется. Если причиной помещения несовершеннолетнего в учреждение послужил внутрисемейный кризис, педагог-психолог проводит и семейное консультирование для восстановления детско-родительских отношений.

Так как работа в учреждении несет высокий риск личностного выгорания, педагог-психолог ведет работу и с воспитателями и педагогами учреждения. В силу разных причин воспитанники медленно формируют привязанность к тому или другому специалисту, поэтому важно сохранять имеющийся коллектив, который собирается с большим трудом.