Социально-педагогическая коррекция – это разноплановая работа, направленная на формирование определенных свойств личности ребенка (подростка): коррекция отклонений в поведении, реабилитация после совершения противоправный действий и бродяжничества, формирование правового сознания, формирование социально-одобряемого досуга, научение адекватным способам действования в различных социальных ситуациях вместо защитной агрессии, построение образовательного маршрута и/или собственного пути в выбранной профессии, профориентация, наращивание положительных социальных связей.
Социально-педагогическая коррекция и реабилитации включает многоуровневую социально-педагогическую диагностику детей и подростков, коррекционно-развивающие воспитательные технологии и взаимодействия, личностно-ориентированные программы развития социальной и профессиональной активности детей.
Функция социально-педагогической коррекции возложена главным образом на социального педагога учреждения, хотя, естественно, развивающая воспитательная среда, созданная в учреждении, имеет своей целью социальную реабилитации и ресоциализацию воспитанников.
Социальный педагог разрабатывает и реализует программу социально-правового воспитания «Правовая гостиная» и программу «Мир профессий» по профориентации.
Социальный педагог в рамках Правовой гостиной проводит занятия по повышению правовой грамотности воспитанников, формированию законопослушного поведения. Студия социально-правового воспитания – это клуб, где воспитанники могут обсуждать свои собственные конфликты с законом, прорабатывать кейсы своих сверстников, разобраться в своих правах, обязанностях, видах наказаний за различные правонарушения и преступления.
Деятельность социального педагога по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогического коллектива и воспитанников – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
Работа по профориентации осуществляется через:
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно- тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков.
ГКУЦПДОБПР «Наш дом» для организации профориентации воспитанников взаимодействует в Центром занятости, который проводит профориентационную диагностику воспитанников; с Центром опережающей профессиональной подготовки, который организует для воспитанников профориентационные пробы, различные встречи, мастер-классы, экскурсии; с учреждения и организациями города, которые воспитанники посещают с профориентационными экскурсиями.
При сотрудничестве со Службой занятости Севастополя организовано трудоустройство воспитанников с 14 лет в свободное от учебы время.